Причины дисбаланса Дош

«Скажу: постоянного нет во вселенной, Все в ней течет и зыбок любой образуемый облик. Время само утекает всегда в неустанном движенье»

Овидий Публий.

 

Нарушение баланса Дош - коренная причина болезней, поскольку ведёт за собой ухудшение других элементов организма, таких как Дхату (ткани тела), Мала (продукты метаболизма, токсины), Агни (метаболизм, обмен веществ) и т.д.

 

Равновесие дош  динамично. Три доши: Питта Вата и Капха всегда взаимодействуют, так как они тесно связаны друг с другом, и даже если вы думаете, что работаете над одной из них, другие тоже откликнутся. Если вы съедаете тарелку острой пищи, Питта (горячая доша) возрастает; тогда как Вата и Капха (холодные доши) убывают. Глоток холодной воды снижает Питту, но возбуждает Вату и Капху. Их можно снизить, съев зернышко сладкого укропа, но тогда снова подскочит Питта. Вступая в бесконечные сочетания, доши быстро сменяют друг друга. Доши невозможно уравновесить, как чаши весов и они будут сбалансированы, только находясь в состоянии динамичного равновесия. Изменения и неизменность должны вступать во взаимодействие.

 

 

Неадекватное питание - первый по степени важности физический фактор дисбаланса и болезней, а правильный рацион - необходимое условие предотвращения и лечения заболеваний.

 

Рекомендации аюрведического врача по питанию для различных типов дош по данной ссылке

 

 

Люди с различными дошами в любых житейских ситуациях будут действовать и чувствовать себя по-разному. Тревога, гнев или покорность судьбе - это не просто настроения, эмоции. Каждый тип личности считает, что его реакция наиболее естественна. Доши придают своеобразную окраску ситуации и превращают ее в убедительнейшую картину реальности. Никто не сможет заставить неврастеника, принадлежащего к типу Вата, проявить терпение. Для Ваты характерна как умственная, так и физическая неутомимость; кожная сыпь и опрометчивые поступки в равной степени характерны для Питты; принимать скоропалительные решения или вставать ни свет ни заря столь же нетипично для Капхи. Все доши в совокупности характеризуют природу человека (пракрити), его врожденную конституцию.

 

Каждый человек должен уважать собственную пракрити, чтобы сделать свою жизнь более совершенной и достичь лучшего здоровья. Таков первый урок здорового отношения к жизни.

Как и доши, наша пракрити есть палка о двух концах. Можно пребывать у нее в плену, а можно извлечь из нее пользу для себя. У Питты может проявляться склонность к враждебности, а у Ваты - к болезненным испражнениям, но ничто не заставляет вас идти навстречу стрессам, которые как бы раздувают пламя Питты или доводят Вату до истощения.

Жить в согласии со своими дошами - значит обрести свободу в пределах, отпущенных природой. Тип тела не меняется в течение времени. В то же время доши находятся в постоянном движении. Какой бы ни была пракрити, нужно постараться жить в полном согласии со всеми дошами. Чтобы быть абсолютно здоровым, необходимо приобрести опыт и использовать все лучшее, что можно извлечь из каждой доши. В конце концов это поможет вам стать совершенным человеком.

 

Положительные психологические черты каждой доши включают следующие свойства: Вата - воображение, чувственность, быстрота реакций, гибкость, оживленность; Питта - интеллект, уверенность в себе, предприимчивость, радостное мировосприятие; Капха - спокойствие, симпатия к людям, смелость, умение прощать, нежность. Когда вы встречаетесь с человеком, который обладает всеми этими качествами, вы, естественно, бываете поражены тем, что он одарен величайшим даром природы - совершенным равновесием.

 

Иногда люди считают, что равновесие дош означает присутствие в организме Ваты, Питты и Капхи в равных пропорциях, но в этом кроется ошибка. Для одних (если это тройная уравновешенная доша) — это так, а для других этого быть никогда не может, так как человек не в силах изменить соотношение дош, с которыми родился, возможно лишь привести в равновесие каждую из них.

 

Согласно Аюрведе, необходимо научиться как можно ближе держаться к точке равновесия. Можно достигнуть баланса, лишь следуя нормальным, естественным процессам организма. Зная, что доши так послушно откликаются на наши мысли, нужно перестать выводить их из равновесия.

 

Обычно принято гораздо больше внимания уделять раздраженной доше, нежели истощающей ее, так как принадлежность к типу Вата, Питта или Капха означает, что в организме уже сконцентрировано достаточно этой доши. Цель - не усиливать истощающую дошу, что может привести к дисбалансу. У человека, принадлежащего к типу Вата, который плохо переваривает пищу, диагноз может звучать как истощение Питты, но лечить его скорее всего будут от усиленной Ваты. Определить, какая доша вышла из состояния равновесия, можно по целому ряду симптомов.

 

Если Вата находится в состоянии дисбаланса, то начинаются боли, спазмы, судороги или дрожь.

Если Питта находится в состоянии дисбаланса, то появляются сыпь, лихорадка, чрезмерный аппетит и жажда, изжога или жар.

Если Капха находится в состоянии дисбаланса, то начинаются застойные явления, выделение слизи, тяжесть, задержка жидкости, вялость или излишняя сонливость.

 

Важно помнить, что представление об этих и других симптомах не является заменой специальных медицинских знаний. Аюрведический врач, как и его западные коллеги, может потратить всю жизнь на изучение диагностики различных заболеваний. Каждая из дош может стать причиной любой болезни. Запор, первый симптом дисбаланса Ваты, иногда может быть связан с Питтой и Капхой, то же самое относится к любому иному проявлению. Когда, отдельные симптомы перерастают в хроническое заболевание, диагнозы, поставленные на основе различий в типах организмов, по-прежнему имеют определенную ценность.

 

Люди, принадлежащие к типу Вата, Питта или Капха, склонны к разнообразным нарушениям, как физическим, так и психическим.

Люди, принадлежащие к типу Вата, склонны к бессоннице, хроническим запорам, спазмам живота, тревоге и депрессии, мышечным спазмам или судорогам, предменструальному синдрому, раздражению кишечника, хроническим болям, высокому давлению и артриту. Люди, принадлежащие к типу Питта, имеют склонность к прыщам, сыпи, изжоге, язве желудка, раннему облысению и ранней седине, плохому зрению, враждебности, самокритичности и сердечным приступам, вызванным стрессами.

 

Люди, принадлежащие к типу Капха, имеют склонность к тучности, бронхитам, воспалениям суставов, астме или аллергии, депрессии, диабету, высокому содержанию холестерина и хронической вялости по утрам.

 

Таковы лишь основные закономерности нарушений. Однозначной связи между типом организма и болезнью не существует. Серьезные нарушения - такие, как сердечная болезнь и рак - есть результат того, что в состоянии дисбаланса находится не одна, а несколько дош. Если одна доша разбалансирована, то ее примеру последуют и остальные, и это продолжится до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие.

 

Как вы уже успели заметить, многие симптомы дисбаланса дош - психические. Это очень важно. Сознание первым различает дисбаланс дош Равновесие в организме вселяет живость, радость, ум просветляется, возбуждает чувства, дает ощущение счастья; отсутствие равновесия сводит все это на нет. Когда подобное случается, значит, что-то произошло с дошей. Согласно общепринятым представлениям нашего общества, можно быть нормальным, не будучи счастливым. Аюрведа оспаривает это утверждение, считая, что несчастье указывает на необходимость предпринимать определенные меры к тому, чтобы избежать болезни в будущем.

 

В Аштанга Хридайе написано: «Болезни - дисбаланс трех дош, здоровье - их баланс». Первопричинами дисбаланса трех дош (то есть дисбаланса Ваты, Питты и Капхи) являются прагйапарадха, асатмийа-индийартхасамйог и калапаринами (три причины всех страданий).

В Чарака Самхите сказано, что лекарство от всех болезней кроется в подобающем использовании разума, чувств и уважения ко времени.

 

Согласно Аюрведе, есть три причины любой болезни:

Первая причина - прагйапарадха - неподобающее использование разума и эмоций. Это приводит к ментальному беспокойству и повышенному психоэмоциональному напряжению. Дословно прагйапарадха переводится с санскрита как «осознанное преступление». К сожалению, мы совершаем множество различных осознанных и неосознанных поступков, несмотря на то, что прекрасно понимаем, что это может привести к болезни или дискомфорту в организме. Например, любой курильщик прекрасно знает, что курить вредно. Чарака Самхита описывает прагйапарадху как негармоничное, вредное или неправильное поведение того человека, который потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью. Ярко выраженная патологическая активность ума (тела или речи человека) проявляется в виде лживых либо нелицеприятных бесед, которые он ведет, сплетен, сквернословия и злословия (если он оскорбляет окружающих, чрезмерно похваляется своими достоинствами), а также в таких личностных качествах, как скупость, жадность, ревность, властолюбие, в чувстве страха, гнева и др. Подавленность, пассивность, депрессия возникают в результате их неиспользования. Задержка физиологических потребностей организма (например, мочеиспускания, дефекации), осознанное разрушение или причинение вреда собственному телу, злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками, чрезмерным массажем или тяжелой работой - неправильное использование.

 

Вторая причина - асатмийа-индийартхасамйог - негармоничное использование чувств. Это также вызывает ментальное беспокойство, а кроме того, означает качественный и количественный контакт органов чувств с теми объектами, которые вызывают у нас страдания (например, постоянное воздействие на человека громких -звуков, когда он прослушивает передачи радио или телевидения). Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром («Я не хочу тебя видеть (слышать)»), а также если органы чувств человека устали от чрезмерного напряжения - все это является потенциальной причиной возникновения болезней.

Органы чувств необходимо контролировать. Эта категория причин возникновения болезни делится на три подгруппы:

  • Чрезмерно интенсивное использование органов чувств (регулярное прослушивание громкой музыки или резких звуков, вызывающих уныние либо, напротив, эйфорию, приводит к напряжению слухового аппарата и «отупению» мозга). Частый прием очень холодной или очень горячей пищи, регулярное посещение бани, использование интенсивного массажа без положенных перерывов между сеансами, применение чрезвычайно яркого или мерцающего света, употребление очень острой, чрезмерно горькой или соленой и вяжущей пищи.
  • Неиспользование органов чувств. Например, нежелание слышать или слушать что-либо, прикасаться к чему-либо (а также брезгливость), видеть что-либо или смотреть, замечать что-либо, нюхать что-либо.
  • Неправильное использование органов чувств. В частности, когда вы вынуждены слышать плохие или печальные известия, находиться на сильном и холодном ветру, рассматривать очень далекие или очень близкие объекты, употреблять однообразную пищу, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхать грязный, пыльный воздух или нюхать неприятные, отталкивающие запахи - вот примеры неправильного использования органов чувств.

 

Третья причина - калапаринами - неуважение к чувству времени. К таким причинам относится: несоблюдение режима дня, сезонного режима, либо совершение действий, не соответствующих возрасту данного человека. Так, регулярный поздний прием пищи со временем обязательно приведет к болезни. Современная медицина действительно подтверждает это. Еще одной из ведущих причин большинства сегодняшних заболеваний является психоэмоциональное перенапряжение, или стресс. Нарушение биоритмов в жизни человека также рассматривается сегодня как важная причина развития различных расстройств организма и психики. При наличии какой-либо (каких-либо) из вышеуказанных причин начинает запускаться механизм развития болезни.

 

Кажется, все очень просто: здоровье - это порядок, болезнь - расстройство порядка (беспорядок). В теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как вовремя узнать о беспорядке в своем теле и как вовремя восстановить этот порядок. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка, и, соответственно, возвращение к здоровью также возможно.